Искусственный интеллект
Инициатор глобальных потрясений или мирный помощник?
Любая инфраструктура, будь то облачная или локальная, нужна бизнесу, чтобы он мог решать повседневные задачи. В то же время каждая компания стремится найти свой эффективный баланс между стоимостью и получаемым набором ИТ-сервисов. Облачные решения можно взять в аренду у провайдера или развернуть на собственных мощностях, соблюдая баланс между надежностью и доступностью. Не секрет, что для обеспечения локальной инфраструктуры нужны собственные инженеры и специалисты, которые будут ее сопровождать, постоянно инвестировать в аппаратные решения, программное обеспечение и каналы связи. Если выбор сделан в пользу внешнего сервиса, то все бремя сопровождения и ответственности переносится на поставщика ИТ-сервисов. В каждом выбранном решении есть свои плюсы и минусы — непрерывной доступности, стабильности, производительности и безопасности.

Поскольку все организации разные, с разным масштабом деятельности, бизнес-задачами и финансовыми возможностями, не существует универсальной модели, которая смогла бы удовлетворить все потребности бизнеса. Для кого-то критично размещать все сервисы внутри и осознанно нести все издержки, а кто-то выбирает стратегию pay-as-you-go, когда можно арендовать «здесь и сейчас», сокращая затраты и осознанно принимая риски выбранного решения.
Найти оптимальный баланс позволяет гибридная модель, предусматривающая одновременное использование локальных и облачных вычислительных ресурсов. Внедрение гибридной ИТ-инфраструктуры дает организациям множество преимуществ: повышает устойчивость и гибкость бизнеса, улучшает процессы обслуживания клиентов, ускоряет тестирование и разработку новых продуктов.
Серьезный импульс к развитию гибридная модель получила во время пандемии. Нельзя сказать, что к ней не прибегали и раньше, но новые ограничения заставили посмотреть по-новому даже тех, кто привык к традиционному подходу и только начинал знакомиться с облачными решениями.
Многие применяли стратегию замещения и не стремились менять устоявшиеся архитектурные ИТ-решения, понимая, что управление гибридной ИТ-инфраструктурой — задача непростая. В подобных ситуациях подтолкнуть к смене решения могли только форс-мажорные обстоятельства. В данном случае пандемия и оказалась таким катализатором, который дал новый импульс развития цифровизации сервисов и услуг.
Из-за коронавирусных ограничений все были вынуждены уходить в онлайн, бизнес волей-неволей начал искать новые модели работы в новых условиях и новые способы взаимодействия с партнерами и сотрудниками. Те, кто не имел облачных сервисов, на ходу создавали с нуля свои или начинали использовать публичные. Масштабируя свои ресурсы в облако, бизнес стал строить гибридные структуры, создавая новые цифровые продукты для бизнеса.
К такому динамичному росту облачных сервисов никто не был готов, но со временем появилось понимание, что гибридная модель удобна и экономически оправдана даже без учета коронавирусных ограничений. Когда начали отменять ограничения, часть внешних сервисов вышла на новый уровень цифровизации, ярким примером стали ЭДО и EDI. От части облачных решений бизнес отказывался и переносил накопленный опыт во внутреннюю инфраструктуру, часть облачных сервисов интегрировала в свои корпоративные решения.
Благодаря пандемии многие невольно стали тестировщиками и архитекторами новых сервисов, накапливался клиентский опыт, цифровые решения появлялись с космической скоростью, началась конкурентная борьба между цифровыми поставщиками. Эти факторы позволили безболезненно нивелировать уход зарубежных облачных сервисов с российского рынка. Когда часть сервисов стала недоступной либо перешла в зону риска, бизнес быстро мигрировал на ранее протестированные или созданные локальные решения.
Сейчас практически любой бизнес использует гибридную инфраструктуру, состоящую из трех крупных сегментов: приватный (локальный) контур, внешние облачные решения и государственные цифровые сервисы.